Курс рассчитан на школьников. Вы научитесь ориентироваться в мире массовой информации, будете иметь представление о современной журналистике и о современном обществе (хотя бы в масштабах края).
Курс ориентирован на практику, на создание собственных журналистских материалов, он даст навыки, которые можно использовать, работая в школьных редакциях.
Из наших занятий вы узнаете:
- как СМИ влияют на наши взгляды, интересы, пристрастия?
- что можно и что нельзя делать настоящему журналисту?
- как писать новости, большие статьи или рецензии на фильмы?
- какие вопросы задать собеседнику, чтобы получилось хорошее интервью? – и многое другое.
№ |
Тема |
Лабораторная работа |
1. |
Роль информации в современном мире. Специфика различных видов СМИ:
- что такое информационное общество;
- функции СМИ;
- что такое общественное мнение;
- специфика различных видов СМИ. |
Эссе на тему: «Что такое миссия журналиста?» |
2. |
Типология СМИ:
- типологические признаки СМИ (периодичность, тематика, качество, проблематика, регион распространения, тираж, канал распространения). |
Эссе: «Издание (телеканал), редактором которого я бы хотел быть». |
3. |
Тема и идея текста. |
Материал на одну из заданных тем. |
4. |
Информационные жанры. Общие принципы. Заметка, сюжет в новостях:
- особенности новостной журналистики;
- информационные жанры;
- структура заметки. |
Собственная заметка. |
5. |
Лид:
- функции лидирующего абзаца;
- виды лидов. |
Несколько лидов к тексту прошлой лабораторной работы, либо к заданному тексту. |
6. |
Репортаж. Отчет:
- что такое репортаж?
- методы работы над репортажем;
- методы работы над отчетом. |
Собственный репортаж или отчет. |
7. |
Интервью и его разновидности:
- виды интервью;
- виды вопросов;
- техника интервью;
- правила проведения интервью. |
Собственный текст в одной из форм интервью. |
8. |
Аналитические жанры:
- особенности аналитической журналистики;
- жанры: комментарий, рецензия, корреспонденция, статья. |
Свой материал – отыскать проблему, описать ее причины, следствия, варианты решения. Либо материал на тему: «Почему так?» |
9. |
Методы сбора информации:
- работа с документами;
- наблюдение;
- интервью;
- эксперимент. |
Определить источники информации в заданных текстах. |
10. |
Язык и стиль средств массовой информации:
- требования к языку средств массовой информации;
- понятие о стиле текста;
- современные нормы культуры речи. |
Написать один и тот же текст в разных стилях. Редактирование заданных текстов. |
Некоторые темы включают в себя несколько занятий.
К занятиям, посвященным теме текста, жанрам, языку, в качестве примеров прилагаются тексты из российских и краевых СМИ.
|